Наш педсовет посвящен  уроку,  и  выбор этой темы не является случайным.

Меняются цели  и  содержание  образования, появляются новые средства  и  технологии обучения, но  урок  остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно,  и   современная  школа держится на  уроке, который определяет ее социальный  и  педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч  уроков.  Уроку  отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч  уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

С  урока  начинается учебно-воспитательный процесс,  уроком  он  и  заканчивается. Все остальное в школе играет хотя  и  важную, но вспомогательную роль, дополняя  и  развивая все то, что закладывается в ходе  уроков.

Каждый новый  урок - это  ступенька в знаниях  и  развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной  и  моральной культуры.

Что значит  современный? Это  и  совершенно новый,  и  не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный  урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если  урок   современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой  урок: развивающий, личностно-ориентированный,  и  традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед  образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки  и  указать: этот  урок  хороший, этот плохой. Этот  современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с  современным   уроком;

- насколько он  эффективен  в решении новых задач, стоящих перед  образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей  урока, его структуры, содержания  и  методов обучения;

- как меняется позиция учителя  и  другие вопросы.

 Современный   урок - это, прежде всего  урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных  основ.

Замысел  современного   урока  заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей  современного   урока  является представление о единстве обучения, воспитания  и  развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться  и  осуществляться каждый  урок. В ней находит свое выражение логика  современной  теории обучения  и  в определенной степени социальный заказ общества системе  образования.  И  что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом  уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что  урок  не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1.        Появились образовательные стандарты  и  на их  основе  – обновленные программы  и  учебники, которые активно используются в  образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2.        Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед  современным   уроком  новые задачи.

3.        Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника,  и  педагоги активно учатся использовать компьютер на своих  уроках. Информатизация  образования  оказывает значительное влияние на  современный   урок .

4.        Организация Единого государственного экзамена  и  его апробация также стали важным событием для всей системы  образования. Они предъявляют свои требования к содержанию  урока , оценке образовательных достижений школьников.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации  современного   урока:

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность  образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных  и  практических знаний;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская  и  экспериментальная деятельность).

Именно таким в самых общих чертах  современный   урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям  современного  общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Итак, что произошло с  уроком  за последние 10-15 лет? Какие системные научно-педагогические  и  методические изменения произошли в  уроке   и  вокруг него? Насколько он способен решать поставленные задачи?

В  современном  обществе происходило становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования  и  реализации  уроков:

традиционная (классно-урочная);

модель технологизации  образования;

модель компетентностного подхода.

Первую модель можно назвать традиционной – классно-урочной,  и  она  эффективно  действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:

- триединая цель  урока ;

- план-конспект;

- формы обучения;

- методы и приёмы обучения;

- типы уроков и другие.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Рассмотрим разные мнения о положительных и отрицательных сторонах традиционного урока.

 

«Положительные стороны»

«Отрицательные стороны»

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили традиционные уроки  и  вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно  и  то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.

Организация традиционного  урока  проста, привычна, хорошо известна  и  отработана до мелочей.

Скука на  уроке  снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость.

Меньше тратиться времени при подготовке к  уроку , т.к. готовится чаще всего учитель.

Репродуктивные методы преподавания не отвечают  современным  требованиям общества

Недовольство родителей преподаванием в школе.

Учащиеся не отвечают  современным  требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться  и  не умеют брать на себя ответственность.

 

Мы видим, что примерно одинаковое количество положительных и отрицательных сторон традиционного  урока. Так может и не надо ничего менять?

Однозначного ответа нет, так как

·       традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

·       Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну мудрость: «Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих». Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

.Другая модель связана с технологизацией  образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше  образование  в начале 90-х годов прошлого столетия  и  позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого:

- технологическая карта тематического и поурочного планирования;

- технологический приём;

- этап технологии;

- задача этапа и диагностика его эффективности.

Задача использования педагогических технологий на  уроке  в эти годы ставилась достаточно принципиально. Выпущена масса литературы по этому вопросу.

Проводились и проводятся специальные курсы для педагогов. Вся эта работа имела позитивные результаты, в частности:

- благодаря становлению этой модели изменились формы  и  методы обучения школьников, они стали более активными,  и  самое главное, взаимосвязанными;

- появилась культура проектирования  урока  с учётом его этапов, постановки задач этих этапов  и  отслеживания промежуточных результатов;

- изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;

- мы стали говорить о возможностях тиражирования  эффективного  опыта проведения  урока  не только в виде различных методических описаний, но  и  универсальных моделей (например, технологических карт).

Как результат, сегодня успешно работают школы, которые работают с использованием культуры проектирования  и  реализации педагогических технологий.

Вместе с тем эта дидактическая модель со своим понятийным аппаратом  и  таким обязательным требованием, как разработка  и  реализация технологических карт, не нашла массового распространения в школе.

Но как бы, то, ни было, мы все прошли  и  проходим в становлении этой дидактической модели определённый путь, который оказывает значительное влияние на  современный   урок.

Но время не стоит на месте,  и  сегодня необходимо говорить о третьей модели – модели компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации  образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

-базовые компетенции;

-опыт ребёнка;

-умение решать жизненные ситуации;

-психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов  и  процессов,  и  необходимых для  качественной  продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 Основой   современных  образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

1.    Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2.    Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

3.    Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

4.    Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

5.    Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

6.    Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

7.    Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

8.    Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.

 

Приведем базовые компетентности педагога.

п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели оценки

компетентности

1. Личностные качества

1.1

Вера в силы

и возможности обучающихся

– Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

– Осуществлять грамотное педагогическое оценивание;

– Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.

1.2

Интерес

к внутреннему миру

обучающихся

Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

– Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

– Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается.

1.3

Открытость

к принятию других позиций, точек зрения

(неидеологизированное мышление педагога)

Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

– Убеждённость, что истина может быть не одна;

– Интерес к мнениям и позициям других;

– Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

1.4

Общая культура

Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

– Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

– Знание материальных и духовных интересов молодежи.

1.5

Эмоциональная

устойчивость

– В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

– Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.

1.6

Позитивная

направленность на педагогическую деятельность.

Уверенность в себе

– Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

– Позитивное настроение;

– Желание работать;

– Высокая профессиональная самооценка.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение перевести

тему урока в педагогическую задачу

– Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

2.2

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

– Знание возрастных особенностей обучающегося.

3. Мотивация учебной деятельности

3.1

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

– Знания возможностей конкретных учеников;

– Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

– Знание многообразия педагогических оценок;

– Знакомство с литературой по данному вопросу;

– Владение (применение) различными методами оценивания.

3.3

Умение превращать

учебную задачу в личностно значимую

– Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;

– Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

4. Информационная компетентность

4.1

Компетентность

в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога.

- Владение методами решения различных задач;

– Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

4.2

Компетентность в методах преподавания

– Знание нормативных методов и методик;

– Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;

– Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;

– Использование в учебном процессе современных методов обучения;

4.3

Компетентность

в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

– Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

4.4

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

– Профессиональная любознательность.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать

образовательную программу, выбрать учебники  и  учебные комплекты

– Знание образовательных стандартов  и  примерных программ;

– Обоснованность используемых образовательных программ;

– Знание учебников  и  учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления  образованием .

5.2

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

– Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

– Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

– Развитость педагогического мышления.

Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство  урока, школы, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями?

Овладение базовыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку:

1.Дидактические требования:

1.Чёткое формирование образовательных задач

2.Определение оптимального содержания урока

3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

4.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

5.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2.Психологические требования:

<

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

2.Особенности самоорганизации учителя

3.Организация познавательной деятельности

4.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

5.Организованность учащихся

5.Учёт возрастных особенностей

3.Требования к технике проведения урока:

1.Урок должен быть эмоциональный

2.Темы и ритм урока должен быть оптимальным

3.Полный контакт учителя и учащихся.

4.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

5.Смена видов деятельности

6.Обеспечение активного учения каждого ученика.

4.Требования к гигиене урока:

1.Температурный режим

2.Проветривание

4.Освещение

5.Предупреждение утомления

5.    Чередование видов деятельности

6.    Физкультминутка

7.    Правильная рабочая поза учащихся.

8.    Соответствие росту школьной мебели.

Для формирования базовых компетенций учащихся и работа учителя должна наполниться новым содержанием. Этому могут способствовать:

1.    Ежегодное проведение тематических педсоветов, теоретических семинаров с участием педагогов.

2.    Проведение различного типа контролей, где в качестве экспертов могут выступать как руководители МО, так и учителя.

3.    Открытые  уроки   и  внеклассные мероприятия.

4.    Участие в конкурсах, конференциях.

5.    Совмещение работы в городских МО.

6.    Участие в проверке олимпиадных работ.

7.    Повышение квалификация через самообразование, работу в МО, проведение открытых  уроков   и  мероприятий, посещение школьных  и  городских предметных мероприятий.

8.    Увеличение доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского  и  экспериментального характера).

9.    Применение таких технологий преподавания, как проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение.

Рассмотрев три дидактических модели  современного   урока, всё же отметим, что модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации  и  проведении  современного   урока. Она существенно меняется, но в  основе  остаётся классическая педагогика  и  методика со своим понятийным аппаратом.

 Урок  - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая все еще остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого  урока  начинается с осознания  и  правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

 Современный   урок  как раз  и  должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить  эффективно  образовательные задачи.

Так что же для  нас современный урок ?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.

 «Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения».

Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Неграмотным человеком  завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

 

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

     

      Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

 

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы -  в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

 

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

          Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

IV.  Продумать «изюминку» урока.

      Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

 

 

 

V.  Сгруппировать отобранный учебный материал.

        Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

         Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

 

VI.  Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

       При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

 

V. Подготовить оборудование для урока.

       Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

        Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

 

VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

      Конспект должен содержать три основные части:

– формальную;

– содержательную;

– аналитическую.

Литература:

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

 

 ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:

– дидактическая цель и задачи урока;

– тип, структура урока;

– общие методы, приемы работы учеников;

– средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

– определение понятий, законов, которые надо активизировать в   сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

– самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

– способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

– формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

– новые понятия, законы и способы их усвоения;

– определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

– самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

– проблемные и информационные вопросы;

– варианты решения проблемы;

– варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

– конкретные умения и навыки для отработки;

– виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

– способы «обратной» связи с учащимися;

– фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

– что повторить и приготовить к уроку;

– творческая самостоятельная работа;

– объем и время выполнения домашнего задания.

6. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

– мысленное воспроизведение основных этапов урока;

– воспроизведение  плана урока,  мысленное  представление класса и отдельных учеников;

– стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

7. Способствуют успеху урока:

– хорошее знание материала;

– бодрое самочувствие;

– продуманный план урока;

– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

– правильный выбор методов обучения;

– разнообразие методов обучения;

– занимательность изложения;

– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;

– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

8. Затрудняют проведение урока:

– неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

– рыхлая композиция урока;

– скованность движений; 

– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

– однообразие методов обучения;

– бесстрастный рассказ учителя;

– монотонность и сухость при изложении нового материала;

– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

9. Что всегда необходимо помнить:

1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного опроса.

4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5) Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10). Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

Решение педсовета

1.      Отметить положительный опыт учителей … за эффективное применение современных технологий и  пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов

2.      Систематизировать опыт учителей школы с целью создания  банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения.

3.      Конкретизировать тему методической работы школы «    »

4.      Всем методическим объединениям  выбрать тему работы МО на следующий учебный год с учетом методической темы школы.

5.      Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и  взять тему с учетом методической темы школы.

6.      Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.

7.      Психолого-педагогической службе школы на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся.

8.      Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год  и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме

9.      Методическому совету разработать схему Портфолио  учителя.

 

Хостинг от uCoz