Васильева Елена Ивановна
МОУ Введенская СОШ №3 Учитель ИЗО
Культурное
наследие.
Я очень
люблю свой город. Очень хочу, чтобы подрастающее поколение знало
историю родного города и гордилось ею.
В 2005 году я
разработала элективный курс
«История Звенигорода в истории нашей Родины», в котором учащиеся
могли познакомиться с выдающимися людьми нашего города, памятными датами
истории
и памятными местами Звенигорода. Это давало возможность
посмотреть на привычное
для них другими глазами. Занимаясь этой работой, я и увлеклась
краеведением. Очень
обрадовалась новому курсу «Духовное краеведение», которое
мне поручили вести.
Ребята с удовольствием занимаются на уроках, особенно, их
заинтересовала тема, в которой рассказывалось о Савино Сторожевском монастыре.
Мы много говорили об основателях нашего города и монастыря – Савве Сторожевском
и Юрии Звенигородском. Духовным наставником Юрия и Саввы был Сергий
Радонежский. Духовное наставничество имеет ключевое значение в русской духовной
культуре. Культурное наследие, оставленное нашими предками необходимо изучать,
бережно сохранять и передавать будущим поколениям.
Больше всех этой темой заинтересовалась ученица
девятого класса Буянова Маргарита. Мы решили поразмышлять о профессии
«Учитель», не только потому, что текущий год в нашей стране посвящен
учительству, но и потому, что на Руси Учитель, Духовный наставник, понятия
неразделимые и очень важные.
Каким же должен быть человек, воспитывающий молодое,
подрастающее поколение?
Что и как он должен нести детям? Ведь именно от учителя
зависит, каким вырастет наше будущее поколение. Конечно, мы не должны
недооценивать роль семьи, в воспитании.
Потому, что именно в семье закладываются основы будущего
человека, как социума и личности. Роль общества в воспитании, так же очень
важна. И все же, Учитель - важнейшее звено в формировании будущего страны.
Мы попытались связать нити прошлого и настоящего, и рассмотреть роль учителя,
через призму истории нашего города и взаимоотношений известных всем нам
исторических личностей.
Выбрав
тему «Особенности православного христианского воспитания русских князей», мы
стали изучать различные документы и поняли, что рассматривать ее надо начиная с
более раннего периода. Традиции русского воспитания подрастающего поколения уходят
своими корнями в период первобытнообщинного строя восточных славян до VI века.
Именно в это время складывались нравственные основы общинного воспитания, то
есть – влияния общества на личность, а затем и основы семейного воспитания. В
результате исследовательской работы мы выяснили, что воспитание русских князей
было очень глубоким и, что важнее, высоко духовным. Подтверждение этому утверждению
мы нашли, также, в книге «Жизнеописание Святого Великого Благоверного князя
Александра Ярославовича Невского» автора М. Хитрого (1893 г. Москва).
С молодых лет князей учили грамоте. Наши князья высоко ставили образование. Потомки
Ярослава Мудрого подражали его ревности к распространению книжного учения.
Суздальские князья не менее других, если не более, заботились о просвещении.
При обучении юношу старались ознакомить с книгами Священного Писания, главным
образом с Евангелием и Псалтырем. Эти книги надолго сделались любимыми для
русского народа. Простые, задушевные наставления глубоко западали в сердце. Книги
Священного Писания оставались неразлучными спутниками русских князей на всю
жизнь и являлись фундаментом духовности и нравственности.
Традиции русского образования вызывают глубокое
уважение, так как базируются на высоконравственных принципах и духовности. В
высшей степени это касается воспитания русских князей, особенно после принятия
христианства.
Православие
всегда было и будет великой духовной силой, стержнем традиционного
многовекового мировоззрения Руси. Две традиции русской школы - светская и
церковная - не разрушали, а взаимно дополняли и укрепляли друг друга.
Результатами
работы стали следующие выводы: 1.особенности древнерусского образования на
протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и
противоречивый, полный взлетов и падений процесс всей отечественной истории,
события которой разворачивались не так, как в Западной Европе; 2. Юрий Дмитриевич намеревался сделать Звенигород местом
постоянного проживания. Его духовным наставником был Сергий Радонежский , а
позднее , ученик Сергия Радонежского – Савва , впоследствии – Звенигородский.
Роль Саввы в духовном становлении Юрия Звенигородского необыкновенно велика.
В этой работе нам хотелось не только рассмотреть
общие вопросы русского православного воспитания, но рассмотреть эти вопросы на
примере конкретных людей, людей сыгравших немалую роль в развитии нашего
славного города. Являясь великими правителями, Дмитрий Донской и его сын Юрий
Звенигородский, отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью
к распространению Слова Божия, и укоренению его в сердцах современников.
Духовную силу, уверенность в правоте своей черпали русские князья от своих
духовных наставников – Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского.
Все
эти люди, так или иначе, связывали в себе православные учения, учения военные
и политические. Они являются яркими примерами того, каким должен быть Человек -
не только сильный, но и разумный, умеющий сочетать в себе все самые благородные
качества, которые только имеются. Мы видим, какой глубокой была взаимосвязь
духовного наставника и князя, какое огромное влияние оказывали православные
святые подвижники на русских князей. Эти традиции являются главным культурным
наследием наших предков, которое непременно нужно сохранить. Эти традиции
являются фундаментом современного русского образования.
В
наши дни российский учитель несет детям не только некоторый объем знаний, но и
огромный заряд нравственных положений, духовных ценностей, то есть является
воспитателем, наставником подрастающего поколения. Без прошлого нет будущего!
Только сохраняя народные традиции, бережно относясь к истории нашей Родины, мы
сохраним ее для наших потомков.
Преподобный Савва Сторожевский.
Юрий
Звенигородский.
Обзорный снимок
Саввино-Сторожевского монастыря, сделанный с высоты птичьего полёта.
Общая протяженность их -
около 750 м, высота до 8,5 м, толщина - до 2,5 м. Поверх стен устроена галерея (крытый ход) с бойницами, направленными вниз, к подножию стен. На
галерею ведут лестницы, выбитые прямо в стенах. В нижней части стен -
полукруглые арки, в которых тоже устроены бойницы нижнего боя.
Звонница - самое монументальное сооружение в
обители и второй по значимости (после собора) композиционный центр Соборной
площади, да и, пожалуй, всего монастыря.
Более детальный вид Троицкой церкви, Красных ворот и
левого крыла Царицыных палат.
Троицкая
церковь (храм Живоначальной Троицы), построенная в 1652 году - одна из
последних, сооруженных в России с шатровым куполом, строительство таких куполов
вскоре было запрещено патриархом Никоном.
Красные ворота
открывают выход на Соборную площадь из нижней части обители. Ведь в былые годы
главным входом в монастырь служили ворота в Красной башне монастырской стены,
через которые все въезжавшие и входившие в обитель попадали в нижнюю
монастырскую часть, расположенную на склоне холма. Отсюда к Красным воротам,
которые мы видим на снимке, ведёт двухмаршевая лестница, позволяющая тем, кто
впервые попал в обитель и поднимается по ней, постепенно воспринять зрительный
образ собора, находящегося на самой вершине холма. Считается, что этот приём не
имеет аналогов в древнерусском зодчестве.
Царицыны палаты
(1650-1652г.г.) были построены для Марии Милославской, жены Алексея
Михайловича. Красный цвет кирпича хорошо контрастирует с белизной отделочного
камня. Контраст можно увидеть и в красоте и изящности палат, построенных в
старорусском стиле, в сравнении с находящимся напротив них холодноватым царским
дворцом.
Братские корпуса. замыкают ансамбль Соборной площади
со стороны, противоположной звоннице и Красным воротам.
Вид на Трапезный корпус со стороны современного входа
на территорию обители.
Преображенская Церковь.
Рождественский собор. Соборная
площаь.
Недалеко от монастыря, у подножия холма. в живописной
местности на берегу небольшой речушки можно познакомиться с мужским скитом
Саввино-Сторожевского монастыря (его часто называют Саввиным скитом) и
находящейся рядом с ним купальней.
Этот красивый, недавно отреставрированный скит был
основан в 1860 году над пещерой, в которой по преданию Савва Звенигородский вёл
уединённое отроческое бытие в последние годы своей жизни. Восстановленный вход
в скит-пещеру Саввы сейчас находится вблизи одного из зданий скита
современного.
Невдалеке от скита, у родника построена добротная
купальня, прообраз которой тоже связан с именем Саввы. В прохладной проточной
родниковой воде купальни в наши дни может совершить омовение любой желающий.
Доступна купальня и мужчинам, и женщинам, для этого в ней есть два
изолированных отделения.
Вот как выглядят скит и купальня на фотографиях,
сделанных в июле 2009 года.
Церковь над пещерой,
где прошли последние годы жизни Саввы.
Купальня с
родниковой проточной водой.
|