Васильева Елена Ивановна
МОУ Введенская СОШ №3
Учитель ИЗО    


Культурное наследие.    

 

  Я очень люблю свой город. Очень хочу, чтобы подрастающее поколение знало историю родного города и гордилось ею.


  В 2005 году я разработала элективный курс «История Звенигорода в истории нашей Родины», в котором учащиеся могли познакомиться с выдающимися людьми нашего города, памятными датами истории и памятными местами Звенигорода. Это давало возможность посмотреть на привычное для них другими глазами. Занимаясь этой работой,  я и  увлеклась краеведением. Очень обрадовалась новому курсу «Духовное краеведение», которое мне поручили вести.
   Ребята с удовольствием занимаются на уроках, особенно,  их заинтересовала тема, в которой рассказывалось о  Савино Сторожевском монастыре. Мы много говорили об основателях нашего города и монастыря – Савве Сторожевском и Юрии Звенигородском.
   Духовным наставником Юрия и Саввы  был Сергий Радонежский. Духовное наставничество имеет ключевое значение в русской духовной культуре. Культурное наследие,  оставленное нашими предками необходимо изучать, бережно сохранять и передавать будущим поколениям.
   Больше всех этой темой заинтересовалась ученица девятого класса Буянова Маргарита. Мы решили поразмышлять о профессии  «Учитель», не только потому, что текущий год в нашей стране посвящен учительству, но и потому, что на Руси Учитель, Духовный наставник, понятия неразделимые и очень важные.
   Каким же должен быть человек,  воспитывающий молодое, подрастающее поколение? Что и как он должен нести детям?  Ведь именно от учителя зависит, каким вырастет наше будущее поколение.
   Конечно, мы не должны недооценивать роль семьи, в воспитании.  Потому, что именно в семье закладываются основы будущего человека, как социума и личности. Роль общества в воспитании, так же очень важна. И все же, Учитель -  важнейшее звено в формировании будущего страны.
     Мы попытались связать нити прошлого и настоящего, и рассмотреть роль учителя,  через призму истории нашего города и взаимоотношений известных всем нам исторических личностей. Выбрав тему «Особенности православного христианского воспитания русских князей», мы стали изучать различные документы и поняли, что рассматривать ее надо начиная с  более раннего периода.   Традиции русского воспитания подрастающего поколения уходят своими корнями в период первобытнообщинного строя восточных славян до VI века. Именно в это время складывались нравственные основы общинного воспитания, то  есть – влияния общества на личность, а затем и основы семейного воспитания.  В результате исследовательской работы мы выяснили, что воспитание русских князей было очень глубоким и, что важнее, высоко духовным.  Подтверждение этому утверждению мы нашли, также,  в книге «Жизнеописание Святого Великого Благоверного князя Александра  Ярославовича Невского» автора М. Хитрого (1893 г. Москва).   С молодых лет князей учили грамоте. Наши князья высоко ставили образование. Потомки Ярослава Мудрого подражали его ревности к распространению книжного учения. Суздальские князья не менее других, если не более, заботились о просвещении. При обучении юношу старались ознакомить с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтырем. Эти книги надолго сделались любимыми для русского народа. Простые, задушевные наставления глубоко западали в сердце. Книги Священного Писания оставались неразлучными спутниками русских князей на всю жизнь и являлись фундаментом духовности и нравственности.         Традиции русского образования  вызывают глубокое уважение, так как базируются на высоконравственных  принципах и духовности. В высшей степени это касается воспитания русских князей, особенно после принятия христианства.


      Православие всегда было и будет великой духовной силой, стержнем традиционного многовекового мировоззрения Руси. Две традиции русской школы - светская и церковная - не разрушали, а взаимно дополняли и укрепляли друг друга.

    Результатами работы стали следующие выводы:
  1.особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падений  процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так, как в Западной Европе;
   2. Юрий Дмитриевич намеревался сделать Звенигород  местом постоянного проживания. Его духовным наставником был Сергий Радонежский , а позднее , ученик Сергия Радонежского – Савва , впоследствии – Звенигородский. Роль Саввы в духовном становлении Юрия Звенигородского необыкновенно велика.

   В этой работе нам хотелось не только рассмотреть общие вопросы русского православного воспитания, но рассмотреть эти вопросы на примере конкретных людей, людей сыгравших немалую роль в развитии нашего славного города. Являясь великими правителями, Дмитрий Донской и его сын Юрий Звенигородский, отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия, и укоренению его в сердцах современников. Духовную силу, уверенность в правоте своей черпали русские князья от своих духовных наставников – Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского.

    Все эти люди, так или иначе,  связывали в себе православные учения, учения военные и политические. Они являются яркими примерами того, каким должен быть Человек - не только сильный, но и разумный, умеющий сочетать в себе все самые благородные качества, которые только имеются. Мы видим,  какой глубокой  была взаимосвязь духовного наставника и князя, какое огромное влияние оказывали православные святые подвижники на русских князей. Эти традиции являются  главным культурным наследием наших предков, которое непременно нужно сохранить. Эти традиции являются фундаментом современного русского образования.

     В наши дни российский учитель несет детям не только некоторый объем знаний, но и огромный заряд нравственных положений, духовных ценностей, то есть является воспитателем, наставником подрастающего поколения.
   Без прошлого нет будущего! Только сохраняя народные традиции, бережно относясь к истории нашей Родины,  мы сохраним ее для наших потомков.

 

 

 

Прп. Савва Сторожевский

Преподобный Савва Сторожевский.

 

 

Юрий Дмитриевич Звенигородский


  Юрий Звенигородский.

 

 

 

  Обзорный снимок Саввино-Сторожевского монастыря, сделанный с высоты птичьего полёта.



  

 Общая протяженность их - около 750 м, высота до 8,5 м, толщина - до 2,5 м. Поверх стен устроена галерея (крытый ход) с бойницами, направленными вниз, к подножию стен. На галерею ведут лестницы, выбитые прямо в стенах. В нижней части стен - полукруглые арки, в которых тоже устроены бойницы нижнего боя.

 

 

 



Звонница - самое монументальное сооружение в обители и второй по значимости (после собора) композиционный центр Соборной площади, да и, пожалуй, всего монастыря.


  

Более детальный вид Троицкой церкви, Красных ворот и левого крыла Царицыных палат.


  

  Троицкая церковь (храм Живоначальной Троицы), построенная в 1652 году - одна из последних, сооруженных в России с шатровым куполом, строительство таких куполов вскоре было запрещено патриархом Никоном.

  Красные ворота открывают выход на Соборную площадь из нижней части обители. Ведь в былые годы главным входом в монастырь служили ворота в Красной башне монастырской стены, через которые все въезжавшие и входившие в обитель попадали в нижнюю монастырскую часть, расположенную на склоне холма. Отсюда к Красным воротам, которые мы видим на снимке, ведёт двухмаршевая лестница, позволяющая тем, кто впервые попал в обитель и поднимается по ней, постепенно воспринять зрительный образ собора, находящегося на самой вершине холма. Считается, что этот приём не имеет аналогов в древнерусском зодчестве.

  Царицыны палаты (1650-1652г.г.) были построены для Марии Милославской, жены Алексея Михайловича. Красный цвет кирпича хорошо контрастирует с белизной отделочного камня. Контраст можно увидеть и в красоте и изящности палат, построенных в старорусском стиле, в сравнении с находящимся напротив них холодноватым царским дворцом.

 

 

 


 


 Братские корпуса. замыкают ансамбль Соборной площади со стороны, противоположной звоннице и Красным воротам.

 

Вид на Трапезный корпус со стороны современного входа на территорию обители.



 

 


Преображенская Церковь.

 

 


Рождественский собор. Соборная площаь.

 

 

Недалеко от монастыря, у подножия холма. в живописной местности на берегу небольшой речушки можно познакомиться с мужским скитом Саввино-Сторожевского монастыря (его часто называют Саввиным скитом) и находящейся рядом с ним купальней.

Этот красивый, недавно отреставрированный скит был основан в 1860 году над пещерой, в которой по преданию Савва Звенигородский вёл уединённое отроческое бытие в последние годы своей жизни. Восстановленный вход в скит-пещеру Саввы сейчас находится вблизи одного из зданий скита современного.

Невдалеке от скита, у родника построена добротная купальня, прообраз которой тоже связан с именем Саввы. В прохладной проточной родниковой воде купальни в наши дни может совершить омовение любой желающий. Доступна купальня и мужчинам, и женщинам, для этого в ней есть два изолированных отделения.

Вот как выглядят скит и купальня на фотографиях, сделанных в июле 2009 года.

 

 

Церковь над пещерой, где прошли последние  годы жизни Саввы.

 



 

Купальня с родниковой проточной водой.

 

 

 

  

 

Хостинг от uCoz