ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

ЛИЧИОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

(методические рекомендации)

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме­ний и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоз­зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава­тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познаватель­ные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1.  Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2.  Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на
весь урок, так и на отдельные его этапы.

3.  Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4.  Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

5.  Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения,
оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного
класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности
ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности
по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учет особенностей учащихся класса;

    уровень класса;

    отношение учащихся к предмету;

    темп работы класса;

    сформированность ЗУН;

    отношение к разным видам учебной деятельности;

    отношение к разным формам учебной работы, в том числе не­
традиционным;

    общая дисциплина учащихся.

2. Учет индивидуальных особенностей:

    тип нервной системы;

    коммуникативность;

    эмоциональность;

    управление восприятием нового материала учащихся;

    умение преодолеть плохое настроение;

    уверенность в своих знаниях, умениях;

    умение импровизировать;

    умение пользоваться различными средствами обучения, в
том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное прове­дение урока:              

Общие:

1.   Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные,
научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать пояснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5.  Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу,
сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6.  Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке,
что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в
каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8.     Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей,
выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала,
формирования новых ЗУН.

9.    Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10.   Записать предусматриваемый ход урока в план урока, пред­ставив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ
может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным
выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.
Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить
изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное
слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со
звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно
требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для
большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы,
методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока,
разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4.Выделение того главного материала, который ученик должен
понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа   и оптимальных методов и приемов обучения.

7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех эта­
пах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

10.Проверка оборудования и ТСО.

11.Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12.Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

13.Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на
уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14.Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности, определение объема и форм домашнего задания.

15.Продумывание форм подведения итогов урока.

16.Запись плана урока в соответствии с требованиями.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:

    дидактическая цель и задачи урока;

    тип, структура урока;

    общие методы, приемы работы учеников;

    средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

    определение понятий, законов, которые надо активизировать
в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

    самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

    способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

    формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

    новые понятия, законы и способы их усвоения;

    определение   познавательных   учебных   задач   урока   (что
должны узнать и усвоить ученики);

    самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на­
значение);

•  проблемные и информационные вопросы;

    варианты решения проблемы;

    варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

    конкретные умения и навыки для отработки;

    виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

    способы «обратной» связи с учащимися;

    фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

    что повторить и приготовить к уроку;

    творческая самостоятельная работа;

    объем и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

    мысленное воспроизведение основных этапов урока;

    воспроизведение  плана  урока,   мысленное  представление
класса и отдельных учеников;

    стремление вызвать соответствующий эмоциональный  настрой.

 

Способствуют успеху урока:

    хорошее знание материала;

    бодрое самочувствие;

    продуманный план урока;

    чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

    правильный выбор методов обучения;

    разнообразие методов обучения;

    занимательность изложения;

    ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому  материалу;   богатство   интонаций,   выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

    выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

    неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

    безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

    рыхлая композиция урока;

    скованность движений;

    неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

    однообразие методов обучения;

    бесстрастный рассказ учителя;

    монотонность и сухость при изложении нового материала;

    отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанны­
ми с темой и задачами урока, вопросами.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных,
слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся,
если нет, то почему?

8.Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО,
если нет, то почему?

9.Что способствовало развитию познавательных способностей
учащихся?

10.Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры по­
ведения?

12.Как был предвиден и как оправдан ход урока?

 

13.Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных
учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их
устранения.

14.Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это
определено, если нет, то почему?

15.Оценка результативности урока.

16.Самооценка урока учителем.

17.Пути совершенствования урока.

Хостинг от uCoz